История груди. М.Ялом.
Есть такой писатель-психотерапевт Ирвин Ялом. Книги его о психологии, но написаны в художественном стиле. Я люблю его книги, особенно "Когда Ницше плакал". Там затрагивается тема кризиса среднего возраста у мужчин. Рекомендую.
Оказывается, его жена, Мэрилин Ялом, не отстает от своего мужа, является профессором Стэнфордского Университета и матерью четверых детей. Она написала труд "История груди". Провела колоссальную работу, изучая эту тему. Хочу сказать, что книга заслуживает внимания.
Содержание книги вкратце.
«Кому принадлежит грудь?» - вот главный вопрос, который
задает и на который отвечает Мэрилин Ялом. Принадлежит ли она младенцу,
который сосет грудь, или мужчине, который ласкает ее? Принадлежит ли
она индустрии нижнего белья или секс-индустрии, которая заставляет
женщин сомневаться в красоте своей обычной груди? Принадлежит ли она
врачу, который решает, стоит ли ее резать или прекращать ГВ? Или она
все-таки принадлежит женщине, частью тела которой является?
Прежде всего Мэрилин Ялом обращается к древним цивилизациям, где женской груди придавали очень важное значение как символу плодородия и любви.
Даже бога Нила по имени Хапи изображали с грудями - и это был не
единственный перенос грудей на тело мужчины. Также можно предполагать,
что преобладание женских статуэток с обнаженной грудью в изысканной
одежде Крита говорит о том, что тогда женщины обладали властью, которая и
не снилась им потом еще очень долго.
Что касается ГВ, то во времена Гомера матери любого сословия все еще кормили своих детей сами.
Кормилицы стали популярны несколько веков спустя. Также существовал специальный культ «коуротрофос»,
когда в гробницы и святилища ставили статуэтки кормящих матерей и в
качестве даров приносили мед, масло и печенье в форме груди. Этот культ
процветал до начала христианской эры.
Когда Зевс отобрал Олимп у богини Геи Олимпии с Глубокими Грудями,
новые эллинистические божества заслонили древних богинь и началась новая
эпоха «правления фаллоса». Тело Афины уже было полностью прикрыто
одеждой, а Афродита (Венера) стала объектом эротического поклонения.
В эпоху раннего Средневековья грудь стала выступать помимо всего прочего как символ наказания от смертных грехов, в том числе и у принимающих муки святых.
Так появилась святая Агата, которая стала небесной покровительницей
кормящих женщин. На Сицилии в день ее почитания 5 февраля в булочных
пекли специальный хлеб и раздавали его женщинам с болезнью груди.
Что касается средневекового искусства эпохи Возрождения, то груди
принято было изображать высокими и круглыми, как будто не подчиняющимся
законам всемирного тяготения. Такой «идеал молодой груди» надолго
укоренился в сознании женщин. Естественно, что далеко не все женщины
соответствовали принятому идеалу и не соответствуют ему и по сей день.
Современные женщины с грудями в форме груши, дыни или баклажана, тратят свое здоровье, нервы и деньги, чтобы уместить свою нормальную грудь в навязанную кем-то форму.
Интересно происхождение названия «ведьмин сосок», т.е
дополнительный сосок, который может встречаться на теле женщины
(примерно у одной из двухсот), как рудиментарный орган. Когда
католическая церковь вела яростную охоту на ведьм, то на теле жертвы
искали специальные отметины дьявола. В Англии и Шотландии таким знаком
считали дополнительный сосок, за который могли принять и обычную
родинку.
Елизавета I (1558-1603) положила конец пышногрудым красавицам, введя в
моду жесткие корсеты на китовом усе, которые прижимали грудь и спускали
ее до талии. В знатных семьях такие корсеты были обязательны даже для
девочек двух-трех лет. Они не просто превращали женские груди в подобие
доски, но и приводили иногда к сломанным ребрам и даже к смерти.
В конце 18 века грудное вскармливание приобрело черты культа.
Французское правительство выпустило декрет, в котором говорилось о том,
что если мать не кормит своего ребенка грудью, то она не сможет получать государственное пособие.
В Германии пошли еще дальше и обязали матерей-одиночек, претендующих
на помощь от государства, кормить не только своего ребенка, но и стать
кормилицей для другого.
В 19 веке кормящая грудь продолжала быть «хорошей грудью». Как в
Европе, так и в США, матери не стыдились кормить грудью везде, включая
церковь, парков и общественного транспорта.
Что касается России, то к концу 1870-х годов многих детей уже кормили из бутылочки.
Интересна в этом контексте позиция графа Льва Толстого, который
ратовал за грудное вскармливание и прямо-таки заставлял кормить грудью
свою жену Софью. Из ее дневников мы узнаем, что она страдала от сильного
мастита и прекратила бы кормить грудью, если бы не настойчивые
требования мужа.
Возможно, Толстой преследовал свои идеологические цели, но с другой
стороны он инстинктивно знал, чем помочь своей жене, т.к. кормление
грудью – это первая помощь при мастите и других проблемах с лактирующей грудью. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что при мастите кормить грудью нельзя.
(Мне не помогло, да и дети не брали маститную грудь! И , честно говоря, я тоже считаю, что кормить грудью с маститом нельзя, ведь мастит - воспаление! У меня из груди два стакана гноя откачали, а ведь он попадал и в молоко!!!!)
В конце книги автор делает вывод, что в конце 20 века грудь стала
обычным товаром и символом прибыли для владельцев журналов, для
пластических хирургов, для индустрии бюстгальтеров, создающих иллюзию
той или иной формы груди в зависимости от моды, для женщин, которые с
помощью объявлений ищут «щедрого мужчину». Если дальше так будет
продолжаться, то будущее покажет нам еще более необычные варианты
использования грудей как фетиша западной культуры.
Но в тоже время большая часть женщин хотят иметь право на собственное
тело и его уникальность, а значит освободить свою грудь от условностей,
навязанных обществом. Для одних это возможность пройтись жарким летом
по улице в прозрачном платье без бюстгальтера, не боясь оскорблений. Для
других – возможность покормить грудью, не опасаясь реакции окружающих
типа «как не стыдно». Женщинам, пережившим удаление груди с раковой
опухолью - рассказать о своих тревогах.
Оказывается, его жена, Мэрилин Ялом, не отстает от своего мужа, является профессором Стэнфордского Университета и матерью четверых детей. Она написала труд "История груди". Провела колоссальную работу, изучая эту тему. Хочу сказать, что книга заслуживает внимания.
Содержание книги вкратце.
«Кому принадлежит грудь?» - вот главный вопрос, который
задает и на который отвечает Мэрилин Ялом. Принадлежит ли она младенцу,
который сосет грудь, или мужчине, который ласкает ее? Принадлежит ли
она индустрии нижнего белья или секс-индустрии, которая заставляет
женщин сомневаться в красоте своей обычной груди? Принадлежит ли она
врачу, который решает, стоит ли ее резать или прекращать ГВ? Или она
все-таки принадлежит женщине, частью тела которой является?
Прежде всего Мэрилин Ялом обращается к древним цивилизациям, где женской груди придавали очень важное значение как символу плодородия и любви.
Даже бога Нила по имени Хапи изображали с грудями - и это был не
единственный перенос грудей на тело мужчины. Также можно предполагать,
что преобладание женских статуэток с обнаженной грудью в изысканной
одежде Крита говорит о том, что тогда женщины обладали властью, которая и
не снилась им потом еще очень долго.
Что касается ГВ, то во времена Гомера матери любого сословия все еще кормили своих детей сами.
Кормилицы стали популярны несколько веков спустя. Также существовал специальный культ «коуротрофос»,
когда в гробницы и святилища ставили статуэтки кормящих матерей и в
качестве даров приносили мед, масло и печенье в форме груди. Этот культ
процветал до начала христианской эры.
Когда Зевс отобрал Олимп у богини Геи Олимпии с Глубокими Грудями,
новые эллинистические божества заслонили древних богинь и началась новая
эпоха «правления фаллоса». Тело Афины уже было полностью прикрыто
одеждой, а Афродита (Венера) стала объектом эротического поклонения.
В эпоху раннего Средневековья грудь стала выступать помимо всего прочего как символ наказания от смертных грехов, в том числе и у принимающих муки святых.
Так появилась святая Агата, которая стала небесной покровительницей
кормящих женщин. На Сицилии в день ее почитания 5 февраля в булочных
пекли специальный хлеб и раздавали его женщинам с болезнью груди.
Что касается средневекового искусства эпохи Возрождения, то груди
принято было изображать высокими и круглыми, как будто не подчиняющимся
законам всемирного тяготения. Такой «идеал молодой груди» надолго
укоренился в сознании женщин. Естественно, что далеко не все женщины
соответствовали принятому идеалу и не соответствуют ему и по сей день.
Современные женщины с грудями в форме груши, дыни или баклажана, тратят свое здоровье, нервы и деньги, чтобы уместить свою нормальную грудь в навязанную кем-то форму.
Интересно происхождение названия «ведьмин сосок», т.е
дополнительный сосок, который может встречаться на теле женщины
(примерно у одной из двухсот), как рудиментарный орган. Когда
католическая церковь вела яростную охоту на ведьм, то на теле жертвы
искали специальные отметины дьявола. В Англии и Шотландии таким знаком
считали дополнительный сосок, за который могли принять и обычную
родинку.
Елизавета I (1558-1603) положила конец пышногрудым красавицам, введя в
моду жесткие корсеты на китовом усе, которые прижимали грудь и спускали
ее до талии. В знатных семьях такие корсеты были обязательны даже для
девочек двух-трех лет. Они не просто превращали женские груди в подобие
доски, но и приводили иногда к сломанным ребрам и даже к смерти.
В конце 18 века грудное вскармливание приобрело черты культа.
Французское правительство выпустило декрет, в котором говорилось о том,
что если мать не кормит своего ребенка грудью, то она не сможет получать государственное пособие.
В Германии пошли еще дальше и обязали матерей-одиночек, претендующих
на помощь от государства, кормить не только своего ребенка, но и стать
кормилицей для другого.
В 19 веке кормящая грудь продолжала быть «хорошей грудью». Как в
Европе, так и в США, матери не стыдились кормить грудью везде, включая
церковь, парков и общественного транспорта.
Что касается России, то к концу 1870-х годов многих детей уже кормили из бутылочки.
Интересна в этом контексте позиция графа Льва Толстого, который
ратовал за грудное вскармливание и прямо-таки заставлял кормить грудью
свою жену Софью. Из ее дневников мы узнаем, что она страдала от сильного
мастита и прекратила бы кормить грудью, если бы не настойчивые
требования мужа.
Возможно, Толстой преследовал свои идеологические цели, но с другой
стороны он инстинктивно знал, чем помочь своей жене, т.к. кормление
грудью – это первая помощь при мастите и других проблемах с лактирующей грудью. К сожалению, до сих пор бытует мнение, что при мастите кормить грудью нельзя.
(Мне не помогло, да и дети не брали маститную грудь! И , честно говоря, я тоже считаю, что кормить грудью с маститом нельзя, ведь мастит - воспаление! У меня из груди два стакана гноя откачали, а ведь он попадал и в молоко!!!!)
В конце книги автор делает вывод, что в конце 20 века грудь стала
обычным товаром и символом прибыли для владельцев журналов, для
пластических хирургов, для индустрии бюстгальтеров, создающих иллюзию
той или иной формы груди в зависимости от моды, для женщин, которые с
помощью объявлений ищут «щедрого мужчину». Если дальше так будет
продолжаться, то будущее покажет нам еще более необычные варианты
использования грудей как фетиша западной культуры.
Но в тоже время большая часть женщин хотят иметь право на собственное
тело и его уникальность, а значит освободить свою грудь от условностей,
навязанных обществом. Для одних это возможность пройтись жарким летом
по улице в прозрачном платье без бюстгальтера, не боясь оскорблений. Для
других – возможность покормить грудью, не опасаясь реакции окружающих
типа «как не стыдно». Женщинам, пережившим удаление груди с раковой
опухолью - рассказать о своих тревогах.
2 комментария