Византийские традиции борьбы за красоту
Эта борьба началась тогда, когда свет впервые увидел женщину. С самого своего
рождения она стремилась к красоте, боролась за нее, решалась на всякие ухищрения,
лишь бы выглядеть молодой и красивой. Это стремление к совершенству присуще и
современным женщинам. И пока на земле будут жить женщины, борьба за молодость
не утихнет.
У каждого народа были свои традиции омоложения, остановимся на византийских.
Если мужчина в те времена предпочитал славиться мудростью, главным желанием женщины
всегда оставалось славиться красотой. «Достигнув семидесяти лет, она сохранила
лицо без единой морщины и цвела юной красотой» — так известный интеллектуал Михаил
Пселл пишет об иконе красоты — византийской императрице Зое.
Своим стремлением к молодости отличилась и другая, не менее известная императрица
Евдоксия, которая за особое усердие любым способом выглядеть красиво вызвала насмешку
Иоанна Златоуста. Этот представитель интеллектуальной элиты Византии за свои нелестные
отзывы об императрице оказался в опале.
Византийские женщины творили со своей внешностью все, что им вздумается. Григорий
Богослов и Синесий Киренский сравнивали пышные прически барышень с шатрами или
башнями. А в одном из канонов Трулльского собора приводилось описание ритуала
врачевания женщин, которые «на соблазн другим убирают и украшают волосы искусственным
образом». Врачевание проходило при помощи епитимий.
В Византии успех сопутствовал исключительно красивым женщинам. Императрица София,
итальянка по происхождению, вынуждена была передать бразды правления только потому,
что была некрасива и слишком высока. Некрасивые женщины были обречены. Путь к
их спасению — монастыри, где они проводили всю свою жизнь, ведя скромный и закрытый
образ жизни. Те, кто не уходил в монастырь, были лишены перспектив замужества.
Браки с некрасивыми женщинами, как правило, осуществлялись по экономическим или
политическим соображениям.
Императрица Зоя, о которой мы уже упоминали выше, всю свою жизнь потратила на
поиск эффективных рецептов красоты и методов продления молодости. Покои Зои представляли
собой лабораторию, в которой изо дня в день проводились эксперименты по изготовлению
целебных мазей и созданию уникальных парфюмерных ароматов. Сырье для экспериментов
привозили из Индии и Эфиопии. Императрица сама руководила процессом создания косметического
средства.
Как стало известно, стремление к совершенной внешности было свойственно не только
правящим женщинам. В Библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции найден византийский
медицинский трактат XI — XIV вв., в котором описаны методы борьбы с морщинами.
При первых признаках лицо на сутки смазывали кашицей: в уксусе размачивали дынные
корочки и добавляли небольшое количество камеди. Через 24 часа маску смывали и
припудривали лицо чечевичной мукой. Считалось, что процесс старения кожи замедлялся,
если регулярно ухаживать за ней целебным снадобьем, которое состояло из горького
миндаля и размоченных в вине семян редьки.
В теплые месяцы византийские женщины обычно смазывали кожу розовым маслом с яичной
мукой и дынными выжимками. В зимний период — выжимками из нарциссов и лилий. Для
того чтобы волос были пышными, их мыли смесью из свекольного сока с мукой из люпина.
От выпадения волос избавлялись путем нанесения снадобья из вареных в розовом масле
миртовых листьев.
Седины, как правило, закрашивали соком анемона. А если смешать осадок старого
крепкого вина, смолу сосновых шишек и розовое масло, то получится краска, придающая
волосам рыжий оттенок. Такой смесью окрашивание затягивалось на 3 дня!
«Как говорят, голова Горгоны превращала всех смотрящих на нее в камни, всякий
же, кто случайно видел или неожиданно встречал императрицу, открывал от изумления
рот, в безмолвии оставался стоять на месте, терял способность мыслить и чувствовать...».
Так пишут о них — византийских императрицах. Красота — страшная сила.
рождения она стремилась к красоте, боролась за нее, решалась на всякие ухищрения,
лишь бы выглядеть молодой и красивой. Это стремление к совершенству присуще и
современным женщинам. И пока на земле будут жить женщины, борьба за молодость
не утихнет.
У каждого народа были свои традиции омоложения, остановимся на византийских.
Если мужчина в те времена предпочитал славиться мудростью, главным желанием женщины
всегда оставалось славиться красотой. «Достигнув семидесяти лет, она сохранила
лицо без единой морщины и цвела юной красотой» — так известный интеллектуал Михаил
Пселл пишет об иконе красоты — византийской императрице Зое.
Своим стремлением к молодости отличилась и другая, не менее известная императрица
Евдоксия, которая за особое усердие любым способом выглядеть красиво вызвала насмешку
Иоанна Златоуста. Этот представитель интеллектуальной элиты Византии за свои нелестные
отзывы об императрице оказался в опале.
Византийские женщины творили со своей внешностью все, что им вздумается. Григорий
Богослов и Синесий Киренский сравнивали пышные прически барышень с шатрами или
башнями. А в одном из канонов Трулльского собора приводилось описание ритуала
врачевания женщин, которые «на соблазн другим убирают и украшают волосы искусственным
образом». Врачевание проходило при помощи епитимий.
В Византии успех сопутствовал исключительно красивым женщинам. Императрица София,
итальянка по происхождению, вынуждена была передать бразды правления только потому,
что была некрасива и слишком высока. Некрасивые женщины были обречены. Путь к
их спасению — монастыри, где они проводили всю свою жизнь, ведя скромный и закрытый
образ жизни. Те, кто не уходил в монастырь, были лишены перспектив замужества.
Браки с некрасивыми женщинами, как правило, осуществлялись по экономическим или
политическим соображениям.
Императрица Зоя, о которой мы уже упоминали выше, всю свою жизнь потратила на
поиск эффективных рецептов красоты и методов продления молодости. Покои Зои представляли
собой лабораторию, в которой изо дня в день проводились эксперименты по изготовлению
целебных мазей и созданию уникальных парфюмерных ароматов. Сырье для экспериментов
привозили из Индии и Эфиопии. Императрица сама руководила процессом создания косметического
средства.
Как стало известно, стремление к совершенной внешности было свойственно не только
правящим женщинам. В Библиотеке Лоренцо Медичи во Флоренции найден византийский
медицинский трактат XI — XIV вв., в котором описаны методы борьбы с морщинами.
При первых признаках лицо на сутки смазывали кашицей: в уксусе размачивали дынные
корочки и добавляли небольшое количество камеди. Через 24 часа маску смывали и
припудривали лицо чечевичной мукой. Считалось, что процесс старения кожи замедлялся,
если регулярно ухаживать за ней целебным снадобьем, которое состояло из горького
миндаля и размоченных в вине семян редьки.
В теплые месяцы византийские женщины обычно смазывали кожу розовым маслом с яичной
мукой и дынными выжимками. В зимний период — выжимками из нарциссов и лилий. Для
того чтобы волос были пышными, их мыли смесью из свекольного сока с мукой из люпина.
От выпадения волос избавлялись путем нанесения снадобья из вареных в розовом масле
миртовых листьев.
Седины, как правило, закрашивали соком анемона. А если смешать осадок старого
крепкого вина, смолу сосновых шишек и розовое масло, то получится краска, придающая
волосам рыжий оттенок. Такой смесью окрашивание затягивалось на 3 дня!
«Как говорят, голова Горгоны превращала всех смотрящих на нее в камни, всякий
же, кто случайно видел или неожиданно встречал императрицу, открывал от изумления
рот, в безмолвии оставался стоять на месте, терял способность мыслить и чувствовать...».
Так пишут о них — византийских императрицах. Красота — страшная сила.
1 комментарий