Сколько детей должно быть в семье?
Рождаемость в последнее время упорно падает — статистика неумолимо доказывает
это. Еще немного, и можно будет говорить о том, что речь идет не просто о падении
рождаемости, а о настоящем вымирании нации. Ситуация проста — рождается меньше,
чем умирает. Пока это еще не слишком заметно, но время идет, а количество детей
в семьях склоняется к уменьшению, а не к увеличению.
Если поинтересоваться в семьях, то окажется, что препятствий рождению детей множество:
квартирная неустроенность, небольшие зарплаты и их нестабильность (а дети требуют
денег), неуверенность в завтрашнем дне, здоровье, карьера (в особенности — карьера
женщины), учеба и т.д. Что интересно: раньше проблемы с жильем и небольшой семейный
доход не так влияли на рождаемость. Но можно согласиться: времена меняются, и
хочется, чтобы ребенок получал все самое лучшее, а не смотрел с завистью на соседских
ребятишек с радиоуправляемыми машинками и мобильными телефонами. К тому же, треники
х/б, в которых во времена развитого социализма отбегали уроки физкультуры миллионы
людей, теперь могут вызвать лишь жестокую насмешку. И это тоже, конечно, существенно.
Однако, как ни удивительно, чаще всего называется совсем не финансовая или карьерная
причина «малодетности», а речь идет о том, что единственному ребенку в семье можно
уделить больше внимания, ему достанется все-все самое-самое, из него вырастет
успешный и счастливый человек, потому что если на двоих детей не хватает времени,
то уж на одного его будет целый вагон. К тому же, единственный ребенок избавлен
от неврозов, связанных с ревностью к младшим или старшим детям, он может быть
уверен, что в семье любят именно его, что он для своих родителей — самый лучший
(еще бы, ведь конкурентов-то нет).
Кажется, что все логично, все правильно. Но у каждой медали есть оборотная сторона,
и эта — не исключение.
Основной круг общения единственного ребенка — взрослые. А это означает, что у
малыша изначально формируется определенный стереотип, под который, увы, не подпадают
его сверстники. И когда ребенок оказывается в обществе других детей (а рано или
поздно это происходит — либо детский сад, либо школа), он просто теряется. Единственный
ребенок не умеет знакомиться с другими детьми, он даже не умеет с ними играть:
ведь игры со взрослыми и игры между детьми — две большие разницы. Дети гораздо
более агрессивны в игре, а единственного ребенка приучили, что игра — безопасна,
безболезненна, и никто не толкнет, не ударит...
Обычно единственные дети отличаются более развитым интеллектом, более широким
кругозором, чем дети из многодетных семей. Естественно, ведь все силы родителей,
все их воспитательные, развивающие и образовательные порывы направлены на одного
ребенка, а не на нескольких. Это, конечно, плюс.
Но с плюсом неразрывно связан минус: единственному ребенку сложно общаться со
сверстниками, они буквально говорят на разных языках. А то, что к этому прибавляются
проблемы с завязыванием знакомства и дружбы со сверстниками, лишь добавляет единственному
ребенку одиночества.
Более развитый интеллект «шутит» с ребенком еще более жестоко. Ведь в обществе
родителей, которые гордятся достижением своего потомка, он привык, что этот интеллект
нужно проявлять постоянно. Однако подобное поведение в обществе сверстников приводит
к тому, что его начинают считать зазнайкой, который постоянно «выпендривается».
Для того, чтобы добиться уважения в среде сверстников, единственному ребенку приходится
долго и упорно трудиться. И все равно он чувствует себя одиноким, даже когда его
усилия приносят плоды.
Единственный ребенок отличается авторитарным стилем общения, что не добавляет
ему популярности среди сверстников. Авторитарность обусловлена тем, что в своей
семье он обычно является номером один — ведь он единственный! Неповторимый! Он
автоматически стремится к роли лидера — он привык к ней в семье, но среди сверстников
его вовсе не считают эксклюзивом, и это приводит к определенной растерянности
(не срабатывает привычный поведенческий стереотип!) и усугубляет одиночество.
В отношениях с родителями у единственного ребенка тоже не все ладно и гладко.
Проблема именно в его единственности. Значит, он один должен оправдать все надежды
родителей. Часто можно наблюдать, как единственного ребенка отдают одновременно
и в музыкальную школу, и в хореографическую, водят в изостудию, в шахматный кружок
и т.д. Каждый из родителей, вспоминая мечты своего детства, пытается реализовать
их в ребенке. Но малыш-то один, а мечтаний — ой как много.
Давление родительских мечтаний велико. Оно весьма часто является причиной различных
невротических расстройств у ребенка. Случаются и попытки суицида — из-за невозможности
оправдать возлагаемые на ребенка ожидания.
Обычно из единственных детей вырастают взрослые, весьма успешные в том, что касается
профессиональной деятельности и карьерного роста, но не слишком удачливые в межличностных
отношениях. Они так и несут по жизни свое одиночество единственного ребенка, даже
если женятся и выходят замуж.
Кстати сказать, браки единственных детей часто распадаются именно из-за проблем
общения, из-за того, что единственные дети привычны к роли лидера и практически
не способны на компромиссы. Хорошо, если второй партнер готов уступить лидерство
и идти на компромисс. Ну а если нет — дело заканчивается разводом.
Если же в семье более одного ребенка, многие проблемы, от которых страдают единственные
дети, устраняются. Об излишней опеке уже и речи быть не может, ведь родители должны
делить свое внимание между несколькими детьми. Также нет проблем в общении со
сверстниками, в межличностных отношениях — дети обучаются этому еще в семье.
Слишком тяжкого давления родительских мечтаний тоже нет — ведь эти мечтания «размазываются»
на нескольких детей, и каждому из них гораздо легче перенести тот кусочек «хореографии»,
который выпал на его долю. В целом дети из семей с несколькими детьми, счастливее
и свободнее, чем единственные дети.
Старшие дети обычно способны показать такие же профессиональные и карьерные результаты,
как и единственные. А вот младшие — более успешны в личной сфере.
Да, каждый родитель желает, чтобы у его ребенка было все-все. Самое-самое. Но
неплохо бы немножко подумать и о ребенке. Ведь не зря столько единственных детей
просят, чтобы им «купили» братика или сестричку.
Интересны результаты опросов, которые проводились чешскими психологами. 45% родителей
первого ребенка оценило перемены, произошедшие в семье, как положительные. А вот
при появлении второго малыша показатель «положительности» составил уже 70%. Правда,
появление третьего ребенка признало положительным только 54% родителей.
Один ребенок — слишком мало (для ребенка), три — слишком напряженно (для родителей).
Ну а два — в самый раз! Оптимум, компромисс, на котором могут сойтись отцы и дети.
Варган София, ШколаЖизни
это. Еще немного, и можно будет говорить о том, что речь идет не просто о падении
рождаемости, а о настоящем вымирании нации. Ситуация проста — рождается меньше,
чем умирает. Пока это еще не слишком заметно, но время идет, а количество детей
в семьях склоняется к уменьшению, а не к увеличению.
Если поинтересоваться в семьях, то окажется, что препятствий рождению детей множество:
квартирная неустроенность, небольшие зарплаты и их нестабильность (а дети требуют
денег), неуверенность в завтрашнем дне, здоровье, карьера (в особенности — карьера
женщины), учеба и т.д. Что интересно: раньше проблемы с жильем и небольшой семейный
доход не так влияли на рождаемость. Но можно согласиться: времена меняются, и
хочется, чтобы ребенок получал все самое лучшее, а не смотрел с завистью на соседских
ребятишек с радиоуправляемыми машинками и мобильными телефонами. К тому же, треники
х/б, в которых во времена развитого социализма отбегали уроки физкультуры миллионы
людей, теперь могут вызвать лишь жестокую насмешку. И это тоже, конечно, существенно.
Однако, как ни удивительно, чаще всего называется совсем не финансовая или карьерная
причина «малодетности», а речь идет о том, что единственному ребенку в семье можно
уделить больше внимания, ему достанется все-все самое-самое, из него вырастет
успешный и счастливый человек, потому что если на двоих детей не хватает времени,
то уж на одного его будет целый вагон. К тому же, единственный ребенок избавлен
от неврозов, связанных с ревностью к младшим или старшим детям, он может быть
уверен, что в семье любят именно его, что он для своих родителей — самый лучший
(еще бы, ведь конкурентов-то нет).
Кажется, что все логично, все правильно. Но у каждой медали есть оборотная сторона,
и эта — не исключение.
Основной круг общения единственного ребенка — взрослые. А это означает, что у
малыша изначально формируется определенный стереотип, под который, увы, не подпадают
его сверстники. И когда ребенок оказывается в обществе других детей (а рано или
поздно это происходит — либо детский сад, либо школа), он просто теряется. Единственный
ребенок не умеет знакомиться с другими детьми, он даже не умеет с ними играть:
ведь игры со взрослыми и игры между детьми — две большие разницы. Дети гораздо
более агрессивны в игре, а единственного ребенка приучили, что игра — безопасна,
безболезненна, и никто не толкнет, не ударит...
Обычно единственные дети отличаются более развитым интеллектом, более широким
кругозором, чем дети из многодетных семей. Естественно, ведь все силы родителей,
все их воспитательные, развивающие и образовательные порывы направлены на одного
ребенка, а не на нескольких. Это, конечно, плюс.
Но с плюсом неразрывно связан минус: единственному ребенку сложно общаться со
сверстниками, они буквально говорят на разных языках. А то, что к этому прибавляются
проблемы с завязыванием знакомства и дружбы со сверстниками, лишь добавляет единственному
ребенку одиночества.
Более развитый интеллект «шутит» с ребенком еще более жестоко. Ведь в обществе
родителей, которые гордятся достижением своего потомка, он привык, что этот интеллект
нужно проявлять постоянно. Однако подобное поведение в обществе сверстников приводит
к тому, что его начинают считать зазнайкой, который постоянно «выпендривается».
Для того, чтобы добиться уважения в среде сверстников, единственному ребенку приходится
долго и упорно трудиться. И все равно он чувствует себя одиноким, даже когда его
усилия приносят плоды.
Единственный ребенок отличается авторитарным стилем общения, что не добавляет
ему популярности среди сверстников. Авторитарность обусловлена тем, что в своей
семье он обычно является номером один — ведь он единственный! Неповторимый! Он
автоматически стремится к роли лидера — он привык к ней в семье, но среди сверстников
его вовсе не считают эксклюзивом, и это приводит к определенной растерянности
(не срабатывает привычный поведенческий стереотип!) и усугубляет одиночество.
В отношениях с родителями у единственного ребенка тоже не все ладно и гладко.
Проблема именно в его единственности. Значит, он один должен оправдать все надежды
родителей. Часто можно наблюдать, как единственного ребенка отдают одновременно
и в музыкальную школу, и в хореографическую, водят в изостудию, в шахматный кружок
и т.д. Каждый из родителей, вспоминая мечты своего детства, пытается реализовать
их в ребенке. Но малыш-то один, а мечтаний — ой как много.
Давление родительских мечтаний велико. Оно весьма часто является причиной различных
невротических расстройств у ребенка. Случаются и попытки суицида — из-за невозможности
оправдать возлагаемые на ребенка ожидания.
Обычно из единственных детей вырастают взрослые, весьма успешные в том, что касается
профессиональной деятельности и карьерного роста, но не слишком удачливые в межличностных
отношениях. Они так и несут по жизни свое одиночество единственного ребенка, даже
если женятся и выходят замуж.
Кстати сказать, браки единственных детей часто распадаются именно из-за проблем
общения, из-за того, что единственные дети привычны к роли лидера и практически
не способны на компромиссы. Хорошо, если второй партнер готов уступить лидерство
и идти на компромисс. Ну а если нет — дело заканчивается разводом.
Если же в семье более одного ребенка, многие проблемы, от которых страдают единственные
дети, устраняются. Об излишней опеке уже и речи быть не может, ведь родители должны
делить свое внимание между несколькими детьми. Также нет проблем в общении со
сверстниками, в межличностных отношениях — дети обучаются этому еще в семье.
Слишком тяжкого давления родительских мечтаний тоже нет — ведь эти мечтания «размазываются»
на нескольких детей, и каждому из них гораздо легче перенести тот кусочек «хореографии»,
который выпал на его долю. В целом дети из семей с несколькими детьми, счастливее
и свободнее, чем единственные дети.
Старшие дети обычно способны показать такие же профессиональные и карьерные результаты,
как и единственные. А вот младшие — более успешны в личной сфере.
Да, каждый родитель желает, чтобы у его ребенка было все-все. Самое-самое. Но
неплохо бы немножко подумать и о ребенке. Ведь не зря столько единственных детей
просят, чтобы им «купили» братика или сестричку.
Интересны результаты опросов, которые проводились чешскими психологами. 45% родителей
первого ребенка оценило перемены, произошедшие в семье, как положительные. А вот
при появлении второго малыша показатель «положительности» составил уже 70%. Правда,
появление третьего ребенка признало положительным только 54% родителей.
Один ребенок — слишком мало (для ребенка), три — слишком напряженно (для родителей).
Ну а два — в самый раз! Оптимум, компромисс, на котором могут сойтись отцы и дети.
Варган София, ШколаЖизни
1 комментарий