Почему дети идут в школу в 7 лет?

Не секрет, что многие родители испытывают большую тревогу по поводу начала школьной
жизни своего чада. Мама и папа боятся, что ребенок к школе не готов, сомневаются
в его ученических способностях. «Вдруг не справится, а вдруг будет двоечником»?
А тут еще и сам ребенок стал совсем не управляем, не слушается, не хочет разговаривать,
конфликтует. В итоге, вся семья получает стресс перед таким важным событием, как
1 сентября.
А это всего лишь кризис 7 лет, который можно пережить спокойно, если во всем
разобраться и найти правильный подход.
На пороге 7 лет вы вдруг обнаруживаете, что ребенок зажил своей внутренней личной
жизнью. Первые сигналы, которые вас настораживают: замкнутость, странность поведения
малыша. Вы обнаруживаете, что больше не можете читать детские мысли и предугадывать
желания, возникает ощущение некоторого недопонимания.
Ребенок дошкольного возраста отличается наивностью и чрезмерной импульсивностью:
он верит всему, что ему говорят, сначала делает, а потом думает. Войдя в кризис,
он начинает размышлять о последствиях своих действий, перестает кидаться необдуманно
с места в первое попавшееся развлечение. Импульсивность, конечно, исчезает не
сразу. Малыш продолжает проказничать, но уже способен «замести следы». Сломанную
игрушку он спрячет, разбитую вазу выкинет и уберет мусор.
Семилетка еще по-прежнему излишне эмоционален, но уже способен управлять своим
поведением. Он может скрыть слезы от взрослых: выплачется у себя в комнате и придет
к маме, как ни в чем не бывало. Лишь заплаканное личико предательски выдаст его
страдания.
На пороге кризиса малыш начинает активно обобщать свой жизненный опыт. Если до
этого все переживания существовали в его сознании отдельно друг от друга, то теперь
они начинают складываться в общую картинку. С этого и начинается формирование
отношения ребенка к самому себе и окружающему его миру. Одно плохое или хорошее
воспоминание вытягивает за собой другое, и в сумме получается «какой я для других»
и «как мне относится к тому или иному действию».
Распространенный пример из жизни: пухленькие детки резко перестают играть в подвижные
игры, потому что происходит суммация всех неудач. Неприятные переживания обобщаются,
ребенок осознает свою неловкость и неуклюжесть, он понимает, как выглядит со стороны.

Это постепенные изменения, изо дня в день ребенок все больше отстраняется от
неприятных для себя ситуаций, ища более комфортные занятия. К примеру, желание
играть во дворе пропадает, и малыш больше времени проводит дома.
Семилетки — это начинающие реалисты. Поверьте моему опыту, мало кто из первоклассников
верит в то, что к ним в гости пришел Незнайка. Дети осознают, что чудеса бывают
только в сказках: колдунью на улице не встретишь, камень ни за что не превратиться
в лягушку и т.п. Но все же дети этого возраста все еще обожают сказки, наполненные
волшебством, и очень любят фантазировать.
7 лет — период осознания своего места в системе человеческих отношений. Это объяснятся
появлением внутренней позиции, которая определяет отношение ребенка к себе, к
другим и к окружающему миру в целом. Другими словами, именно в этом возрасте просыпается
желание стать взрослым. Малыш понимает, как хорошо быть большим, ведь можно делать
все, что захочется, и ни у кого не спрашивать разрешения.
Но как именно стать большим, малыш понять не может. Простое подражание взрослым,
игра, не дает повзросления в полном смысле слова. Вот здесь и рождается кризис,
который теперь можно назвать «сильно хочу, но не могу». Игра уходит на второй
план, познавательная активность выходит на первое место, следствие — изменение
отношения к миру взрослых. Ребенок больше не ищет постоянной защиты и опеки, ему
нужны знания, а значит — учителя, наставники, которые поведут его за собой.
Самое время идти в школу, не правда ли? Ведь именно в школе ребенок будет утолять
свой познавательный голод.
Но может случиться так, что кризис придет к вашему ребенку раньше, лет в 5. Тогда
он будет проходить тяжелее, если родители поленятся создать комфортные условия.
Отправлять ребенка в школу, конечно, еще не нужно, но вполне возможно предложить
ему кружки и секции. Можно просто заниматься с ним дома. Чем бы вы не заняли ребенка,
главное — чтобы он чувствовал, что занимается полезным делом.
Не нужно бояться и впадать в панику при первых признаках кризиса. Чем раньше
вы начнете действовать, тем лучше и для вас, и вашего чада.
Ребенок изменился: отворачивается от вас, не реагирует на просьбы... Он не пытается
вас разозлить или обидеть, он просто не знает, куда ему деться с начавшейся активной
мыслительной деятельностью. Его неадекватное с вашей точки зрения поведение —
это всего лишь поиски пищи для ума.
Выход только один — дайте ребенку возможность учиться, заниматься полезным делом,
тогда он не станет искать приключений. Полезная деятельность даст вам возможность
сотрудничать со своим ребенком, а не конфликтовать.
Помните, что кризис несет смену ведущей деятельности: познавательная заменяет
игровую. Учебная деятельность — это не только школа. В широком смысле это возможность
получать знания, развивать свои способности, то есть заниматься полезной и осмысленной
работой. Не совершайте ошибок, всегда подчеркивайте нужность и важность детских
занятий, есть риск обрубить охоту к учебе прямо на корню. Если ребенок видит пользу
и необходимость своих занятий, он активен, усидчив и любознателен, и только так
он развивается. Ребенок должен осознать себя как трудолюбивого человека. Самое
важное, он должен научиться верить в свои возможности и способности. Именно в
эту пору есть риск получить комплекс собственной неполноценности.
Поэтому родители должны обратить особое внимание на кризис семилеток и создать
наиболее комфортные условия для его преодоления.
Смирнова Светлана, ШколаЖизни

2 комментария

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.