Адаптация к детскому саду. Читать много, так что для тех, кому актуально!!

У нас много девочек, у кого детки пошли в этом году в сад.
Так как я сама столкнулась с проблемой адаптации, то стала изучать этот вопрос особенно тщательно. Собрала такой большой, но хороший материал. Даже распечатывала, относила в сад воспитателям.
Те, кому интересно, почитайте. Этот блог не для рейтинга, а просто с пользой! Знаю, как рвется сердце, когда твой деть стоит, вцепившись в твою ногу, и орет: "Мамочка, не уходи!"
Так как в процессе адаптации воспитатель принимает участие даже большее, чем родитель, я сперва поставила информацию о его роли. То, что выделено жирным, было проблемой именно у нашего временного воспитателя, поэтому я пыталась обратить ее внимание на эти важные моменты!

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую
очередь от умения воспитателя создать атмосферу тепла ,уюта и любви в группе
.ребёнок должен удостоверится в том ,что педагог готов взять на себя заботу о
его благополучии .первыми контакты с ребёнком должны быть контактами помощи и
заботы .Основная задача педагога –заслужить
доверие ребёнка. Педагогу следует прежде всего любить малышей ,детям
нравится в воспитателях :эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость,
весёлое настроение и умение создать его у других, способность увлечённо играть
и придумывать истории, негромкая речь и мягкие .ласковые движения.
Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы,
умеют сами занять себя. Они не ходят постоянно за воспитателем, но при
необходимости спокойно и уверенно обращаются к нему. Лишь впервые дни в их
поведении заметна некоторая растерянность, беспокойство.
Если ребенок, которого впервые привели в детский сад, никак не хочет оставаться
в группе без мамы, то воспитатель
предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не
собирается уходить, ребенок начинает обращать внимание на окружающее. После
длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и,
наконец, решает сам взять одну из них. В близком человеке он видит опору,
защиту от неизвестного и в то же время возможность с его помощью познакомиться
с окружающим.
Как видно, дети, поступающие в детское учреждение, ведут себя неодинаково.
Особенности их поведения в значительной мере определяются теми потребностями,
которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить примерно три группы детей по присущим им различиям в поведении и
потребности в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы
адаптации)
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с
близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений
об окружающем.
Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не
только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и
получении от них сведений об окружающем.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных
действиях. Если до поступления в детский сад ребенок постоянно находился с
мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский сад, с трудом
расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается
от любых предложений воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за
стол, протестует против еды, против укладывания спать, и так повторяется изо
дня в день.
Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя
мама?”, отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям
поиграть – и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена
семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность
общения с посторонними.
При поступлении в детское учреждение плачут в основном дети, которых можно
условно отнести к первой группе (потребность в общении только с близкими
людьми).
Такие дети глубоко переживают расставание с родными и близкими, т.к. не имеют
опыта общения с посторонними людьми они, не готовы вступать с ними в контакт.
Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация
ребенка в детском саду.
Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в детский сад
приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт
общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно
наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока
воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на
расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут
оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.
У детей третьей группы четко выявляется потребность в активных самостоятельных
действиях и общении со взрослыми.
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу
спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от
воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение.
Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет
потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно
привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех
случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение,
содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него
опыту.
Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в
процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно
относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь
уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы и т.д.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение
содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в
период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап – потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении
от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап – потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и
получении новых сведений об окружающем;
III этап – потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в
активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на
первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно
удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей проходит
длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).
Задача воспитателя – создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка
ко второму этапу привыкания.
С переходом на второй этап для ребенка более характерной станет потребность в
сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем.
Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно
будет удовлетворена эта потребность.
Третий этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение
принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому,
самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации
ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20
дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в
активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные
темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других
(от 2-3 до 7-10).
Если не будет соответствующим образом организованного общения и игровая
деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится,
но и осложнится. Вот почему воспитателю
необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того,
насколько правильно воспитатель определит потребность, обуславливающую
поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению
потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка.
Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют
поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными
по характеру.
К сожалению, воспитатель иногда не придает значения организации общения,
поэтому часто оно протекает стихийно. Воспитатели учат ребенка играть, учиться,
трудиться и очень редко учат его общаться.
Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и этапы развития.
Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие
форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе
привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном общении, и
только на втором этапе привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому
воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка,
ласка, внимание, жест, мимика и т.д. – на первом этапе. Показ действия,
упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. – на втором
этапе
Расширение содержания общения тесно связано с развитием
предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым
ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем,
при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется
самостоятельная предметная деятельность. Таким образом, воспитатель должен
учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их
готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания
детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических
воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка,
отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Характеристика форм работы с
родителями в адаптационный период.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо
сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное
отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от воспитателей , от их умения и
желания создавать атмосферу тепла , доброты, внимания в группе. Поэтому
организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября .
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время
тяжело не только детям , но и их родителям .Поэтому очень важна совместная
работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы : развивать педагогическую компетентность родителей, помогать
семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их
к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по
проблемам воспитания и развития ребёнка.
3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к
окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях. При взаимодействии
с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом
многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с родителями;
-доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к
работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений;
повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых
вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу , на
индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям
, проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных
мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно
направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных
воздействий.
Л.В.Белкина предлагает использовать следующие формы работы детского сада с
семьей:
-беседы;
-родительские собрания;
-анкетирование;
-посещение на дому;
-выставки;
-папки-передвижки;
-наглядные формы педагогической пропаганды;
-консультации;
-присутствие родителей во время адаптационного периода в группе;
-укороченное время пребывание ребёнка в группе во время адаптационного периода;

-алгоритмы «Я одеваюсь», «Учимся складывать вещи», « Я умываюсь».
Также она предлагает использовать перспективный план по работе с родителями в
адаптационный период, который был мною использован в работе ,эта работа
позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и
сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает и помогает в общение
между родителями и ГДОУ.

В адаптационный период необходимо соблюдать
последовательность работы с семьей:
1.Знакомство. Ребенок, поступающий в
ГДОУ, совместно с родителями знакомится
с группой, условиями пребывания, педагогами. Родителям предлагается совместное
посещение группы в момент организации разнообразной жизнедеятельности.
Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания,
оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.

Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как
своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого
ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное
учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня
детского сада, с требованиями к ребенку;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки,
наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей,
беседы с родителями, родительские собрания.
Рекомендации для родителей:
- любите своего ребенка таким, какой он есть;
- радуйтесь своему ребенку;
-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
- слушайте ребенка, не перебивая его;
- установите четкие и определенные требования к ребенку;
- не устраивайте для ребенка множество правил;
- будьте терпеливы;
- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков,
действий с ними;
- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
- чаще хвалите ребенка;
- поощряйте игры с другими детьми;
- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ГДОУ;
- посещайте групповые собрания.

Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания,
является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть
внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его
внимание. Воспитатель должен уметь
наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при
организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей
в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.
Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит
в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер
питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п.
Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он
оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому
добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора
информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в
детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских
собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с
поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с
организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с
образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода,
показателями адаптации и т.д.
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами
и сотрудниками детского сада.
Главное на этом этапе – это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая
смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период
должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые
способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу детей третьего года жизни.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа,
возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода,
дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием,
аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка
заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только
детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с
родителями.



Советы родителям в адаптационный период

1. Начать водить ребенка в детский сад за 2 месяца до
выхода мамы на работу.
2. Первое время приводить ребенка на 2-3 часа.
3. Если ребенок трудно привыкает к детскому саду (1 группа
адаптации), то мама может находиться в группе вместе с ребенком, чтобы
познакомить ребенка с окружающей его обстановкой и “влюбить” в воспитателя.
4. Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей,
поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон
и прием пищи.
5. Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и
забирать одному и тому же члену семьи.
6. В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок
ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе
должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
7. Тщательно одевать ребенка на прогулку, чтобы он не потел и
не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала
погоде.
8. Помнить, что период адаптации – сильный стресс для ребенка,
поэтому нужно принимать ребенка таким, какой он есть, проявлять больше любви,
ласки, внимания.
9. Если у ребенка есть любимая игрушка, пусть он берет ее с
собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
10. Интересоваться поведением ребенка в детском саду.
Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных
негативных проявлений.
11. Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные
с детским садом.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
1. Старайтесь не нервничать , не показывать свою тревогу по
поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания
(чмокнуть в щечку , помахать рукой),а также ритуал встречи.
3.По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один,
будь то мама ,папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4.Не обманывайте ребенка ,забирайте домой во время ,как
пообещали.
5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в
адрес детского сада и его сотрудников.
6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
7.Создайте спокойную ,бесконфликтную обстановку в семье.
8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест
,цирка, театра.
9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте»,не наказывайте
детским садом.
10.Уделяйте ребенку больше своего времени ,играйте вместе
,каждый день читайте малышу.
11.Не скупитесь на похвалу.
12.Эмоционально поддерживайте малыша : чаще обнимайте
,поглаживайте, называйте ласковыми именами.

РАДУЙТЕСЬ ПРЕКРАСНЫМ МИНУТАМ ОБЩЕНИЯ СО СВОИМ МАЛЫШОМ!

Памятка выдается родителям на первом родительском собрании, которое
проводится в весенний период за три месяца до поступления детей в детский сад.

Адаптация в детском саду –это приспособление к условиям окружающей среды.
Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения,
происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка
постепенно приспосабливается ,живя в семье в определённых, сравнительно
устойчивых условиях, ребёнок постепенно к определённой температуре помещения, к
окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических
воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные
привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него
формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно
поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения
объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у
него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также
сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в
частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных
процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий
жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни,
то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается
уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т.
е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в
первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс
приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у
всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации
сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и
общего состояния..К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
-повышение температуры тела
-изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на
горшок, его речь затормаживается и др.)
Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения
детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных
особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в
первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого
отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой
детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день
внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования
воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в
последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя
чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам
выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру
поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой
адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень
часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или
иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не
"стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход
из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса
привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в
которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.
Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают
адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и
уметь родители:
1.Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на
игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и
увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку
детского сада.
2.Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и
сопроводительный р

13 комментариев

avatar
Интересно, мне тоже это предстоит !
avatar
Старайся уже сейчас , чтоб он побольше контактировал с детьми и взрослыми.
avatar
Да мы ходим в школу раннего развития !)) позже блог напишу, как раз он привыкает играть с чужими. А то действительно, очень сильно за мной гоняется !
avatar
Очень полезная информация ^_^Спасибо ;-)
avatar
Спасибо Валя,это как раз для нас актуально,очень полезно! ^_^
avatar
Пожалуйста. Я всегда рада помочь и поделиться тем, что имею! :-)
Вообще считается, что чем раньше отдаешь в сад, тем лучше! Так что ты не тяни. В три года ничего не изменится и вам все равно придется пройти адаптацию. Моя мама говорила, что я истерила (именно истерила) почти полгода! Но истерики эти были непродолжительными - как мама уйдет, через пару минут успокаивалась.
avatar
Привет! Ух, как много, я столько не усилю сразу)))
avatar
Вот спасибо! Какраз предстоит скоро, надо подготовиться! Добавила в закладки)
avatar
Проходили :) я обоих рано отдала. Дочь в 2 года. Сына вообще в 1,8. Ну ниче, справились! А вот мама со мной дома сидела до подготовительной группы. Жалко ей меня было :)
avatar
Это меня рань отдали, в 8 месяцев! А ты еще нормально)
avatar
Да, раньше ясельки были. Мама говорила что и в полгода отдавали.
avatar
Ужас да?
avatar
Да! Моя бабушка в ясельках нянечкой работала. Вот если б все такие были б как она- тогда не страшно было бы отдавать ребенка в хорошие руки.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.