Как воспитать счастливого ребенка?
Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо установок, как вести себя,
без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих людей,
на те отзывы, которые они дают ему как личности. За первые пять-шесть лет малыш
формирует представление о себе исключительно на основе той информации, которую
получает от родителей. Затем он начинает посещать школу, самостоятельно гулять
во дворе, на него уже влияют и другие факторы, однако, роль семьи в процессе создания
у ребенка образа собственного «я» по-прежнему остается очень важной.
Материнские «послания»
Новорожденный — само совершенство, центр Вселенной. Его жизнь изначально гармонична.
Он просит то, чего хочет и что действительно необходимо ему. Он свободно выражает
свои эмоции. Когда малыш расстроен, об этом знают все. Когда он счастлив, его
улыбка освещает мир. Он полон любви и не может вынести ее отсутствия. Он узнает
о себе в основном по реакции матери. Каждое ее слово, мимика, жест, тембр и громкость
голоса, прикосновение и действие несут ему сообщения о его самоценности. Проходит
время, и, увы, большинство из нас перестает обращать внимание на то, какой именно
смысл содержится в наших материнских «посланиях» своему ребенку.
Четырехлетний мальчик преподносит маме букет ромашек. Она берет цветы со словами:
«Где же ты их взял?». При этом ее светлая улыбка, восторженная интонация говорят:
«Какие замечательные цветы ты мне принес! Где же растут такие прелестные ромашки?»
Такая реакция матери повышает самооценку ребенка. Но ситуация может сложиться
иначе. Мама скажет: «Спасибо», — а потом добавит: «Ты случайно не сорвал ромашки
на соседней даче?» Мальчик поймет, что его считают способным совершить не вполне
достойный поступок. Естественно, подобные высказывания вряд ли будут способствовать
формированию высокой самооценки ребенка.
Если этого мальчика оставить в комнате одного, объяснив ему, что он обязан делать,
а затем появиться и отругать его, кричать на него, что он даже играть самостоятельно
не умеет, то испуганный малыш после такого «общения» с матерью будет или тихо
сидеть в углу, или безутешно рыдать. У него существует лишь эти два варианта поведения.
Вы никогда не узнаете, на что на самом деле способен этот человечек.
Если мальчику показать, что он должен делать, и при этом говорить, что вам нравится,
как он строит крепость, что он сообразительный малыш, что вот здесь он ошибся,
ничего страшного, все поправимо, что вы готовы ему помочь, — вы даже не можете
представить себе потенциальные возможности такого ребенка!
Каждому малышу просто необходимо ощущать себя самым дорогим для мамы и папы человеком,
самым нужным им и самым хорошим. Для этого родителям следует постоянно, открыто,
в том числе и словами выражать свою любовь к ребенку, чаще хвалить его за успехи,
пусть и очень маленькие.
Я плохой?..
— Эй, разбойник, отойди от нашего подъезда со своим мячом! — кричит Павлику пожилая
женщина из окна первого этажа.
— Он у нас такой неряха, такой несобранный! — говорит мама Павлика в его присутствии
соседке.
— Я за сына спокоен. Настоящий мужчина растет, — хвастается папа перед гостями,
поглаживая Павлика по голове.
Вот такой словесный портрет шестилетнего человека был нарисован всего лишь за
несколько часов одного дня.
Окружающие люди часто противоречиво оценивают ребенка, его поступки, черты характера
и свойства натуры. Постепенно из множества иногда противоположных характеристик
вырисовывается портрет, в который начинает верить сам «оригинал». Понятно, что
оптимальный вариант — это объективная самооценка ребенка.
Один малыш пропускает мимо ушей все отрицательные отзывы и слышит только положительные,
благодаря чему он обретает уверенность в себе. Другой умеет отделить достоверное
от ложного и потому делает правильные выводы, здраво оценивая свои достоинства
и недостатки. А третий в силу своей природной неуверенности или по другим причинам
воспринимает лишь отрицательные мнения о себе.
«Хроническое» равнодушие к ребенку или жесткая критика его поступков способствуют
тому, что он растет человеком, «никому не нужным», беспомощным или постоянно ждет
наказания. Внутренний потенциал такого ребенка остается нераскрытым. У него высок
риск деструктивного поведения по отношению к самому себе или к окружающим людям.
Ребенок с низкой самооценкой, если чего-то и добивается, то не расценивает это
как удачу и продолжает терзаться сомнениями. Для него достаточно одной маленькой
промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Он часто раздражен или даже
озлоблен. Ребенок начинает воспринимать себя и весь мир отрицательно. «Я плохой.
Я ничего не умею делать правильно. Это я во всем виноват...» — вот некоторые из
его ежедневных мыслей. А такой ход рассуждений способен создать человеку судьбу,
состоящую из одних разочарований.
Необходимая мера похвалы
Всем известно, что похвала — превосходное средство для того, чтобы побуждать
ребенка к похвальным действиям. Но не было, нет и не будет такого ребенка, который
достоин только порицания или похвалы.
Представьте себе, что за столом сидит девочка и увлеченно рисует сказочную принцессу.
Она просит маму, занятую делами на кухне, оценить ее работу. Первый вариант: женщина,
еще не посмотрев рисунок, начинает восторженно хвалить дочь: «Чудесно! Как здорово
нарисовала! Ты у нас настоящий художник!» Второй вариант: мама неохотно подходит
к ребенку и с раздражением в голосе говорит: «Ну, что ты тут намалевала? Ужас
какой-то!» Третий вариант: мама садится рядом с девочкой и внимательно рассматривает
рисунок: «Мне очень нравится твоя принцесса! Может быть, туфельки ярче раскрасим?
Давай волосы ей длиннее сделаем».
Некоторые родители внушают ребенку, что он всегда и все делает хорошо и правильно.
Они восторженно восхищаются его посредственными способностями, хвастаются им в
его присутствии перед знакомыми, не раздумывая, принимают его сторону, если он
с кем-то поссорился. Взрослые не стремятся к тому, чтобы их ребенок добился успехов
в жизни. Они ведут себя так, как будто он их уже достиг. Ребенок вырастает человеком
испорченным, с завышенной оценкой себя.
Крайне противоположная, но в той же мере негативная позиция родителей проявляется
в их невротически истеричном отношении к ребенку. В результате такого отношения
он привыкает считать, что ничего хорошего собой не представляет, потому и не заслуживает
высокой оценки со стороны окружающих.
Маленький человек способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся
ли к нему с уважением. Однако мало говорить ребенку, что его обожают, от этого
у него не появится позитивной самооценки. Чувство собственной значимости обязательно
должно основываться на осязаемых результатах в конкретных делах. Ребенку необходимо
ощущать себя хорошим, нужным, порядочным, честным человеком. Чтобы поддерживать
в нем это ощущение, нужно знакомить его с системой общечеловеческих ценностей,
этическими правилами, навыками и умениями, которые он мог бы успешно применять
на практике. Разумно и тактично родители должны дать ему понять и почувствовать,
что в его силах влиять на свою жизнь и добиваться успеха.
Основа жизненного успеха
Кто же не хочет, чтобы его ребенок был счастлив! А счастье во многом зависит
от того, как человека «запрограммировали» в раннем детстве. Основа успешного жизненного
сценария — это верная самооценка ребенка, важнейший регулятор его дальнейшего
поведения и отношений с людьми. Самооценка, как уважение к себе, своей личности,
далека от самомнения и самодовольства. Из всех слов с начальным элементом «само»
самооценка ближе всего к самоуважению.
Как правило, человек с завышенной самооценкой не умеет ладить с окружающими,
не вызывает у них симпатии к себе, становится замкнутым и одиноким. Мало у кого
возникает желание завязывать контакты и дружить с ним. Возможно, он излишне самоуверен,
у него неразумные требования к людям, не развита эмоциональная отзывчивость. Общение
с таким человеком никому не приносит удовлетворения и удовольствия. И обычно такой
слишком самодовольный человек, не способный установить добрых и равноправных отношений
даже с самыми близкими людьми, бывает несчастным.
В той же степени обездоленным склонен стать и человек с заниженной самооценкой.
Все его страдания, проблемы, а иногда и недопустимо загубленная жизнь — это результат
отсутствия должного самоуважения. Он не сумел вовремя ни осознать, ни изменить
отношения к себе, а родители не помогли ему верно оценить себя, свои положительные
качества и найти достойное место среди людей.
Счастливый человек — это тот, которому с детства удается объективно оценивать
свои достоинства и недостатки, предел возможного, достижения и промахи, самокритично
их анализировать и находить пути для самосовершенствования. Он живет в полном
согласии со своим «я», что не мешает ему взаимодействовать с окружающими. Он легче
переносит неприятности, потому что достаточно уверен в себе и всегда может рассчитывать
на чью-либо помощь, которую с благодарностью принимает.
К счастью всех нас, маленькому человеку никогда не поздно переоценить себя и
приобрести объективно высокую самооценку. Родители обладают безграничной любовью,
властью, возможностями, чтобы помочь ему в этом. Они обязаны максимально способствовать
социальному развитию собственного «я» их ребенка. Именно на них лежит ответственность
за то, чтобы «вложить» в своего ребенка ощущение самоценности и чувство самоуважения.
Bt-lady.com.ua
без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих людей,
на те отзывы, которые они дают ему как личности. За первые пять-шесть лет малыш
формирует представление о себе исключительно на основе той информации, которую
получает от родителей. Затем он начинает посещать школу, самостоятельно гулять
во дворе, на него уже влияют и другие факторы, однако, роль семьи в процессе создания
у ребенка образа собственного «я» по-прежнему остается очень важной.
Материнские «послания»
Новорожденный — само совершенство, центр Вселенной. Его жизнь изначально гармонична.
Он просит то, чего хочет и что действительно необходимо ему. Он свободно выражает
свои эмоции. Когда малыш расстроен, об этом знают все. Когда он счастлив, его
улыбка освещает мир. Он полон любви и не может вынести ее отсутствия. Он узнает
о себе в основном по реакции матери. Каждое ее слово, мимика, жест, тембр и громкость
голоса, прикосновение и действие несут ему сообщения о его самоценности. Проходит
время, и, увы, большинство из нас перестает обращать внимание на то, какой именно
смысл содержится в наших материнских «посланиях» своему ребенку.
Четырехлетний мальчик преподносит маме букет ромашек. Она берет цветы со словами:
«Где же ты их взял?». При этом ее светлая улыбка, восторженная интонация говорят:
«Какие замечательные цветы ты мне принес! Где же растут такие прелестные ромашки?»
Такая реакция матери повышает самооценку ребенка. Но ситуация может сложиться
иначе. Мама скажет: «Спасибо», — а потом добавит: «Ты случайно не сорвал ромашки
на соседней даче?» Мальчик поймет, что его считают способным совершить не вполне
достойный поступок. Естественно, подобные высказывания вряд ли будут способствовать
формированию высокой самооценки ребенка.
Если этого мальчика оставить в комнате одного, объяснив ему, что он обязан делать,
а затем появиться и отругать его, кричать на него, что он даже играть самостоятельно
не умеет, то испуганный малыш после такого «общения» с матерью будет или тихо
сидеть в углу, или безутешно рыдать. У него существует лишь эти два варианта поведения.
Вы никогда не узнаете, на что на самом деле способен этот человечек.
Если мальчику показать, что он должен делать, и при этом говорить, что вам нравится,
как он строит крепость, что он сообразительный малыш, что вот здесь он ошибся,
ничего страшного, все поправимо, что вы готовы ему помочь, — вы даже не можете
представить себе потенциальные возможности такого ребенка!
Каждому малышу просто необходимо ощущать себя самым дорогим для мамы и папы человеком,
самым нужным им и самым хорошим. Для этого родителям следует постоянно, открыто,
в том числе и словами выражать свою любовь к ребенку, чаще хвалить его за успехи,
пусть и очень маленькие.
Я плохой?..
— Эй, разбойник, отойди от нашего подъезда со своим мячом! — кричит Павлику пожилая
женщина из окна первого этажа.
— Он у нас такой неряха, такой несобранный! — говорит мама Павлика в его присутствии
соседке.
— Я за сына спокоен. Настоящий мужчина растет, — хвастается папа перед гостями,
поглаживая Павлика по голове.
Вот такой словесный портрет шестилетнего человека был нарисован всего лишь за
несколько часов одного дня.
Окружающие люди часто противоречиво оценивают ребенка, его поступки, черты характера
и свойства натуры. Постепенно из множества иногда противоположных характеристик
вырисовывается портрет, в который начинает верить сам «оригинал». Понятно, что
оптимальный вариант — это объективная самооценка ребенка.
Один малыш пропускает мимо ушей все отрицательные отзывы и слышит только положительные,
благодаря чему он обретает уверенность в себе. Другой умеет отделить достоверное
от ложного и потому делает правильные выводы, здраво оценивая свои достоинства
и недостатки. А третий в силу своей природной неуверенности или по другим причинам
воспринимает лишь отрицательные мнения о себе.
«Хроническое» равнодушие к ребенку или жесткая критика его поступков способствуют
тому, что он растет человеком, «никому не нужным», беспомощным или постоянно ждет
наказания. Внутренний потенциал такого ребенка остается нераскрытым. У него высок
риск деструктивного поведения по отношению к самому себе или к окружающим людям.
Ребенок с низкой самооценкой, если чего-то и добивается, то не расценивает это
как удачу и продолжает терзаться сомнениями. Для него достаточно одной маленькой
промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи. Он часто раздражен или даже
озлоблен. Ребенок начинает воспринимать себя и весь мир отрицательно. «Я плохой.
Я ничего не умею делать правильно. Это я во всем виноват...» — вот некоторые из
его ежедневных мыслей. А такой ход рассуждений способен создать человеку судьбу,
состоящую из одних разочарований.
Необходимая мера похвалы
Всем известно, что похвала — превосходное средство для того, чтобы побуждать
ребенка к похвальным действиям. Но не было, нет и не будет такого ребенка, который
достоин только порицания или похвалы.
Представьте себе, что за столом сидит девочка и увлеченно рисует сказочную принцессу.
Она просит маму, занятую делами на кухне, оценить ее работу. Первый вариант: женщина,
еще не посмотрев рисунок, начинает восторженно хвалить дочь: «Чудесно! Как здорово
нарисовала! Ты у нас настоящий художник!» Второй вариант: мама неохотно подходит
к ребенку и с раздражением в голосе говорит: «Ну, что ты тут намалевала? Ужас
какой-то!» Третий вариант: мама садится рядом с девочкой и внимательно рассматривает
рисунок: «Мне очень нравится твоя принцесса! Может быть, туфельки ярче раскрасим?
Давай волосы ей длиннее сделаем».
Некоторые родители внушают ребенку, что он всегда и все делает хорошо и правильно.
Они восторженно восхищаются его посредственными способностями, хвастаются им в
его присутствии перед знакомыми, не раздумывая, принимают его сторону, если он
с кем-то поссорился. Взрослые не стремятся к тому, чтобы их ребенок добился успехов
в жизни. Они ведут себя так, как будто он их уже достиг. Ребенок вырастает человеком
испорченным, с завышенной оценкой себя.
Крайне противоположная, но в той же мере негативная позиция родителей проявляется
в их невротически истеричном отношении к ребенку. В результате такого отношения
он привыкает считать, что ничего хорошего собой не представляет, потому и не заслуживает
высокой оценки со стороны окружающих.
Маленький человек способен ощутить и понять, любят ли его, радуются ли ему, относятся
ли к нему с уважением. Однако мало говорить ребенку, что его обожают, от этого
у него не появится позитивной самооценки. Чувство собственной значимости обязательно
должно основываться на осязаемых результатах в конкретных делах. Ребенку необходимо
ощущать себя хорошим, нужным, порядочным, честным человеком. Чтобы поддерживать
в нем это ощущение, нужно знакомить его с системой общечеловеческих ценностей,
этическими правилами, навыками и умениями, которые он мог бы успешно применять
на практике. Разумно и тактично родители должны дать ему понять и почувствовать,
что в его силах влиять на свою жизнь и добиваться успеха.
Основа жизненного успеха
Кто же не хочет, чтобы его ребенок был счастлив! А счастье во многом зависит
от того, как человека «запрограммировали» в раннем детстве. Основа успешного жизненного
сценария — это верная самооценка ребенка, важнейший регулятор его дальнейшего
поведения и отношений с людьми. Самооценка, как уважение к себе, своей личности,
далека от самомнения и самодовольства. Из всех слов с начальным элементом «само»
самооценка ближе всего к самоуважению.
Как правило, человек с завышенной самооценкой не умеет ладить с окружающими,
не вызывает у них симпатии к себе, становится замкнутым и одиноким. Мало у кого
возникает желание завязывать контакты и дружить с ним. Возможно, он излишне самоуверен,
у него неразумные требования к людям, не развита эмоциональная отзывчивость. Общение
с таким человеком никому не приносит удовлетворения и удовольствия. И обычно такой
слишком самодовольный человек, не способный установить добрых и равноправных отношений
даже с самыми близкими людьми, бывает несчастным.
В той же степени обездоленным склонен стать и человек с заниженной самооценкой.
Все его страдания, проблемы, а иногда и недопустимо загубленная жизнь — это результат
отсутствия должного самоуважения. Он не сумел вовремя ни осознать, ни изменить
отношения к себе, а родители не помогли ему верно оценить себя, свои положительные
качества и найти достойное место среди людей.
Счастливый человек — это тот, которому с детства удается объективно оценивать
свои достоинства и недостатки, предел возможного, достижения и промахи, самокритично
их анализировать и находить пути для самосовершенствования. Он живет в полном
согласии со своим «я», что не мешает ему взаимодействовать с окружающими. Он легче
переносит неприятности, потому что достаточно уверен в себе и всегда может рассчитывать
на чью-либо помощь, которую с благодарностью принимает.
К счастью всех нас, маленькому человеку никогда не поздно переоценить себя и
приобрести объективно высокую самооценку. Родители обладают безграничной любовью,
властью, возможностями, чтобы помочь ему в этом. Они обязаны максимально способствовать
социальному развитию собственного «я» их ребенка. Именно на них лежит ответственность
за то, чтобы «вложить» в своего ребенка ощущение самоценности и чувство самоуважения.
Bt-lady.com.ua
1 комментарий