Дети и телевизор: что и сколько смотреть?
Почему телевидение так завораживает детей? Виртуальное изображение на какое-то
время уводит ребенка от реальности. В кинотеатре дети осознают, что переживают
нечто внешнее по отношению к ним, ограниченное во времени и пространстве, ведь
поход туда — это всегда ритуал, предполагающий определенный сеанс, темный зал,
присутствие других зрителей. А перед телевизором ребенок сталкивается с потоком
разрозненных изображений, оставаясь в привычной обстановке. Ему труднее отстраниться
от происходящего на экране — и завораживающий эффект усиливается.
Какое действие телепередачи оказывают на ребенка? До 3—4-летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. Различать
реальное и воображаемое им трудно до 7 лет; с 4 до 7 преобладает идентификация:
дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими. После
7 лет они становятся способны соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью.
У них уже есть представления о времени и пространстве, и они учатся анализировать,
рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Эти способности формируются к
10—11 годам, когда самым важным становится содержание увиденного. Примерно с этого возраста
дети могут сами выбирать программы, которые будут смотреть, а также сами делать
перерывы в просмотре передач. В младшем подростковом возрасте
(12–13 лет) телевидение успевает им несколько поднадоесть, и они переключаются на видеоигры.
Очень важным становится содержание изображений, наступает новый этап идентификации.
Отождествляя себя с видео- и телегероями, дети предпочитают персонажей, которые
поддерживают их эго: мальчики — сильных и мужественных, девочки — красивых и соблазнительных.
В этот период родителям вновь важно проявить особое внимание к выбору и обсуждению
телепрограмм.
С какого возраста детям можно смотреть телевизор без взрослых? Примерно с 7 лет они могут делать это самостоятельно, но вполне допустимо и
года в 4 посадить ребенка одного смотреть кассету с мультфильмами. Если в выходные
он проснулся очень рано, а родителям еще необходимо поспать, нет ничего страшного
в том, что он посмотрит мультфильм или детскую телепередачу, хотя постоянно использовать
телевизор вместо няни, конечно, не стоит. Родителям нужно направлять выбор ребенка,
помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир, и телевидение не должно
быть исключением из этого правила.
Какие передачи выбирать? Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально
и соответствующие их возрасту. Но в то же время ребенку гораздо лучше посмотреть
вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса
и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов (хотя они и создаются
специально для детей). Родителям стоит понимать, что есть передачи полезные для
развития ребенка, есть по-настоящему вредные, а есть нейтральные — бесполезные,
но и не приносящие вреда. По поводу последних не нужно ломать копья: они не стоят
того, чтобы портить из-за них отношения с ребенком.
Как установить «квоту на просмотр»? С самого начала родителям следует договориться с ребенком о том, сколько времени
он будет смотреть телевизор в течение дня, недели. Сосредоточьте внимание не на
времени просмотра, а на содержании передач: вместе просматривайте телепрограмму,
выбирайте кассеты. Это поможет ему ощущать себя участником выбора, а не пассивным
зрителем. Пересматривайте договоренности раз в
2—3 недели. В обсуждении программы и времени просмотра (только в выходные дни, по полчаса
ежедневно или как-то иначе) решающим должно быть слово родителей. Когда ребенок
подрастет и будет готов сам выбирать программы, важно по-прежнему вместе обсуждать,
что именно стоит смотреть.
Что делать, чтобы они соблюдали установленные правила? Невозможно постоянно стоять у ребенка за спиной, особенно когда родители работают.
Разумный выход — приучать их к определенным правилам как можно раньше, пока ребенок
еще маленький, тогда не придется потом применять «санкции». Всегда объясняйте
ему свою позицию и причины, по которым вы ограничиваете время просмотра.
Телевизор в детской: опасно ли это? Детская не место для телевизора. Включенный приемник превращается в привычный
фон, и у ребенка остается меньше шансов найти для себя более полезные, развивающие
занятия. Получив вкус к такому доступному удовольствию, он может не захотеть прилагать
усилия к игре, чтению, размышлению — что необходимо для формирования собственного
образа мыслей.
Ему нравятся глупые передачи. Что делать? Родители имеют право запрещать какие-то передачи. Но то, что взрослые считают
полной ерундой, не обязательно является ею для ребенка. Прежде чем запрещать передачу,
посмотрите ее вместе: это даст ребенку возможность объяснить, что именно ему в
ней нравится, а вам — с чем вы не согласны. Запрещать, просто заявляя, что программа
вас не устраивает, неэффективно. Если вы аргументируете свою позицию, то и ребенок
будет учиться объяснять свою; так вы поможете ему сформировать собственное суждение
и умение его отстаивать.
Как поступать с рекламой? Дети любят смотреть рекламу: им нравятся ее ритм, музыка, движение. С
3—4 лет они легко распознают мелодии клипов и логотипы товаров. И только лет с
7—8 они способны понимать особые задачи и механизмы воздействия рекламных роликов.
Важно, чтобы родители объясняли ребенку, что такое реклама.
7-летние и даже
5-летние уже вполне способны понять, что вещь не становится лучше от того, что ее показали
по телевизору, зато стоит дороже, потому что на рекламу потрачены большие деньги
и теперь за это заплатят покупатели. Так реклама окажется хорошим поводом в простой
и понятной форме преподать ребенку первые познания из области экономики.
Как быть с драматическими информационными сюжетами? Телевыпуск новостей — программа для взрослых и по форме, и по содержанию. В
идеале до
7—8 лет детям лучше не видеть информационных программ, особенно когда происходят
страшные события. Но если ребенок все же увидел репортаж с места трагических событий
и переживает, постарайтесь создать у него ощущение защищенности: сядьте рядом,
обнимите. Говоря об увиденном, объясняйте, что происходило на экране, делайте
акцент на усилиях, предпринимаемых для спасения людей.
Как относиться к любовным сценам, эротике и сексу? Эротические фильмы требуют эмоциональной и сексуальной зрелости; в идеале детям
до 16 лет не стоит их смотреть. Если же при просмотре фильма, предназначенного
для всех категорий зрителей, ребенок начинает задавать вопросы или смущается из-за
какой-то любовной сцены, это хороший повод поговорить с ним о сексуальности.
Не тормозит ли телевидение их культурное развитие? Пожалуй, главная вина телевизора в том, что он отнимает у детей время от игр,
которые имеют огромное развивающее значение. Детям необходимо выражать в действии
свои воображаемые представления, а телевидение предлагает им пассивно воспринимать
чужие.
Значит, все-таки оно вредит? «Когда предлагаемые ребенку образы не мешают ему совершать свою „работу ребенка“,
в них нет ничего плохого», — утверждал английский психоаналитик Дональд Винникотт.
Важнее не то, что ребенок видит на экране, а то, что потом он делает с увиденным.
Задача родителей — помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу.
И, возможно, объяснить, что телевидение, как и любые изобретения нашей культуры,
имеет свою оборотную сторону...
Bt-lady.com.ua
время уводит ребенка от реальности. В кинотеатре дети осознают, что переживают
нечто внешнее по отношению к ним, ограниченное во времени и пространстве, ведь
поход туда — это всегда ритуал, предполагающий определенный сеанс, темный зал,
присутствие других зрителей. А перед телевизором ребенок сталкивается с потоком
разрозненных изображений, оставаясь в привычной обстановке. Ему труднее отстраниться
от происходящего на экране — и завораживающий эффект усиливается.
Какое действие телепередачи оказывают на ребенка? До 3—4-летнего возраста детей привлекает лишь движение на экране. Различать
реальное и воображаемое им трудно до 7 лет; с 4 до 7 преобладает идентификация:
дети сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть на них похожими. После
7 лет они становятся способны соотносить телевизионные образы и сюжеты с реальностью.
У них уже есть представления о времени и пространстве, и они учатся анализировать,
рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Эти способности формируются к
10—11 годам, когда самым важным становится содержание увиденного. Примерно с этого возраста
дети могут сами выбирать программы, которые будут смотреть, а также сами делать
перерывы в просмотре передач. В младшем подростковом возрасте
(12–13 лет) телевидение успевает им несколько поднадоесть, и они переключаются на видеоигры.
Очень важным становится содержание изображений, наступает новый этап идентификации.
Отождествляя себя с видео- и телегероями, дети предпочитают персонажей, которые
поддерживают их эго: мальчики — сильных и мужественных, девочки — красивых и соблазнительных.
В этот период родителям вновь важно проявить особое внимание к выбору и обсуждению
телепрограмм.
С какого возраста детям можно смотреть телевизор без взрослых? Примерно с 7 лет они могут делать это самостоятельно, но вполне допустимо и
года в 4 посадить ребенка одного смотреть кассету с мультфильмами. Если в выходные
он проснулся очень рано, а родителям еще необходимо поспать, нет ничего страшного
в том, что он посмотрит мультфильм или детскую телепередачу, хотя постоянно использовать
телевизор вместо няни, конечно, не стоит. Родителям нужно направлять выбор ребенка,
помогая ему взрослеть, познавать себя и окружающий мир, и телевидение не должно
быть исключением из этого правила.
Какие передачи выбирать? Дети должны смотреть только качественные телепередачи, сделанные профессионально
и соответствующие их возрасту. Но в то же время ребенку гораздо лучше посмотреть
вместе с родителями хороший фильм для взрослых (конечно, если в нем нет секса
и насилия), чем один из бесконечных штампованных мультсериалов (хотя они и создаются
специально для детей). Родителям стоит понимать, что есть передачи полезные для
развития ребенка, есть по-настоящему вредные, а есть нейтральные — бесполезные,
но и не приносящие вреда. По поводу последних не нужно ломать копья: они не стоят
того, чтобы портить из-за них отношения с ребенком.
Как установить «квоту на просмотр»? С самого начала родителям следует договориться с ребенком о том, сколько времени
он будет смотреть телевизор в течение дня, недели. Сосредоточьте внимание не на
времени просмотра, а на содержании передач: вместе просматривайте телепрограмму,
выбирайте кассеты. Это поможет ему ощущать себя участником выбора, а не пассивным
зрителем. Пересматривайте договоренности раз в
2—3 недели. В обсуждении программы и времени просмотра (только в выходные дни, по полчаса
ежедневно или как-то иначе) решающим должно быть слово родителей. Когда ребенок
подрастет и будет готов сам выбирать программы, важно по-прежнему вместе обсуждать,
что именно стоит смотреть.
Что делать, чтобы они соблюдали установленные правила? Невозможно постоянно стоять у ребенка за спиной, особенно когда родители работают.
Разумный выход — приучать их к определенным правилам как можно раньше, пока ребенок
еще маленький, тогда не придется потом применять «санкции». Всегда объясняйте
ему свою позицию и причины, по которым вы ограничиваете время просмотра.
Телевизор в детской: опасно ли это? Детская не место для телевизора. Включенный приемник превращается в привычный
фон, и у ребенка остается меньше шансов найти для себя более полезные, развивающие
занятия. Получив вкус к такому доступному удовольствию, он может не захотеть прилагать
усилия к игре, чтению, размышлению — что необходимо для формирования собственного
образа мыслей.
Ему нравятся глупые передачи. Что делать? Родители имеют право запрещать какие-то передачи. Но то, что взрослые считают
полной ерундой, не обязательно является ею для ребенка. Прежде чем запрещать передачу,
посмотрите ее вместе: это даст ребенку возможность объяснить, что именно ему в
ней нравится, а вам — с чем вы не согласны. Запрещать, просто заявляя, что программа
вас не устраивает, неэффективно. Если вы аргументируете свою позицию, то и ребенок
будет учиться объяснять свою; так вы поможете ему сформировать собственное суждение
и умение его отстаивать.
Как поступать с рекламой? Дети любят смотреть рекламу: им нравятся ее ритм, музыка, движение. С
3—4 лет они легко распознают мелодии клипов и логотипы товаров. И только лет с
7—8 они способны понимать особые задачи и механизмы воздействия рекламных роликов.
Важно, чтобы родители объясняли ребенку, что такое реклама.
7-летние и даже
5-летние уже вполне способны понять, что вещь не становится лучше от того, что ее показали
по телевизору, зато стоит дороже, потому что на рекламу потрачены большие деньги
и теперь за это заплатят покупатели. Так реклама окажется хорошим поводом в простой
и понятной форме преподать ребенку первые познания из области экономики.
Как быть с драматическими информационными сюжетами? Телевыпуск новостей — программа для взрослых и по форме, и по содержанию. В
идеале до
7—8 лет детям лучше не видеть информационных программ, особенно когда происходят
страшные события. Но если ребенок все же увидел репортаж с места трагических событий
и переживает, постарайтесь создать у него ощущение защищенности: сядьте рядом,
обнимите. Говоря об увиденном, объясняйте, что происходило на экране, делайте
акцент на усилиях, предпринимаемых для спасения людей.
Как относиться к любовным сценам, эротике и сексу? Эротические фильмы требуют эмоциональной и сексуальной зрелости; в идеале детям
до 16 лет не стоит их смотреть. Если же при просмотре фильма, предназначенного
для всех категорий зрителей, ребенок начинает задавать вопросы или смущается из-за
какой-то любовной сцены, это хороший повод поговорить с ним о сексуальности.
Не тормозит ли телевидение их культурное развитие? Пожалуй, главная вина телевизора в том, что он отнимает у детей время от игр,
которые имеют огромное развивающее значение. Детям необходимо выражать в действии
свои воображаемые представления, а телевидение предлагает им пассивно воспринимать
чужие.
Значит, все-таки оно вредит? «Когда предлагаемые ребенку образы не мешают ему совершать свою „работу ребенка“,
в них нет ничего плохого», — утверждал английский психоаналитик Дональд Винникотт.
Важнее не то, что ребенок видит на экране, а то, что потом он делает с увиденным.
Задача родителей — помочь ему употребить полученную информацию себе на пользу.
И, возможно, объяснить, что телевидение, как и любые изобретения нашей культуры,
имеет свою оборотную сторону...
Bt-lady.com.ua
2 комментария