Воспитание по-японски
Когда я рассказывала в своей первой статье о воспитании детей в Японии, я начала
с рассказа о малышах до года. И сколько же было замечаний о том, что, мол, детям
до пяти лет там все можно. Дело в том, что это как раз тема для отдельной статьи,
в которой именно об этом и пойдет речь. Как же растут малыши в Стране восходящего
солнца?
Действительно, традиционная система воспитания позволяет ребенку абсолютно все
до достижения им пяти-шести лет. Да, он может пинать маму ногами в магазине, чтобы
купила понравившуюся игрушку, бросать песок в глаза товарища, играя с ним в песочнице,
лазить ногами на сиденье в метро, пользоваться спичками, зажигая плиту. Ему никто
этого не запретит и никто не удивится такому поведению, никто не накажет. Но мать
посмотрит с неодобрением и обязательно скажет что-то типа «мне больно», «опасно»,
«горячо».
То есть ребенок должен понять правильность или неправильность своих поступков,
исходя из собственного опыта, оценив последствия своего поступка, а не через укоры
и наказания. И главным фактором воспитания является личный пример матери.
В связи с тем, что отец практически не принимает участия в воспитании детей,
а проводит с ними время только на выходных (в лучшем случае), дети привязываются
к матери с неимоверной силой и попадают в зависимость от нее. Она никогда не повысит
голос, не поднимет руку, не отшлепает и не будет читать нравоучений. Но если ребенок
не слушается, то на этот счет у них есть свои методы. Например, мать начинает
дразнить своего ребенка, говоря, что он ей такой не нужен и может быть, они с
папой подумают, не поменяться ли им детьми с соседкой, у которой такой замечательный
сын. Ребенок в таком случае, хочешь-не хочешь, начинает оценивать правильность
своих поступков и исправляться, лишь бы мама не исполнила задуманное.
Несмотря на то, что в Японии есть дошкольные учреждения — детские сады и ясли,
в которых занимаются воспитанием и образованием детей, все-таки принято считать,
что хорошая мать сама занимается своим ребенком. И устроить малыша в садик становится
возможным только в том случае, если оба родителя работают больше четырех часов
в сутки. Почему маме нельзя заниматься домашними делами, пока ребенок находится
в садике, остается непонятным. Тем более, что система воспитания детей в дошкольных
учреждениях является достаточно гармоничной для их общества.
Так, например, дети учатся общаться со сверстниками, развивают внимание на ежедневных
занятиях во время прогулки по окрестностям, приучаются к телесной чистоте, занимаются
с воспитателями развитием речи, мелкой моторики, которая в будущем будет необходима
для четкого и правильного написания иероглифов. Там занимаются с детьми, развивают
их, учат, воспитывают. Группы небольшие, в среднем по 8 человек. Состав группы
меняется каждые полгода, чтобы ребенок, который не смог найти общий язык со сверстниками
или воспитателем, мог реабилитировать себя в другом составе. А тот, кому было
хорошо и раньше, сменил обстановку и попробовал оценить свои способности и возможности
в новом коллективе.
Самыми популярными занятиями являются: спорт, групповые игры и хоровое пение.
При этом японцы считают ненужным выделять из группы лидера, они учат детей общению
только внутри коллектива, не выходя за его рамки. Более того, детей никогда не
сравнивают и не проводят между ними состязаний, не хвалят и не ставят оценки.
То есть, если ребенок лучше всех читает, то он не молодец, а такой как все. А
тот, кто читает хуже всех, не становится хуже других, а просто ему нужно больше
заниматься.
Тем не менее, к шести годам ребенок попадает под свод бесконечных правил и запретов.
И никуда от этого не деться, приходится подстраиваться. Жизнь — это игра по правилам,
тот, кто их не соблюдает, «теряет лицо», а для японца нет ничего постыднее. Поэтому
правила приходится соблюдать.
Симонова Александра, ШколаЖизни
с рассказа о малышах до года. И сколько же было замечаний о том, что, мол, детям
до пяти лет там все можно. Дело в том, что это как раз тема для отдельной статьи,
в которой именно об этом и пойдет речь. Как же растут малыши в Стране восходящего
солнца?
Действительно, традиционная система воспитания позволяет ребенку абсолютно все
до достижения им пяти-шести лет. Да, он может пинать маму ногами в магазине, чтобы
купила понравившуюся игрушку, бросать песок в глаза товарища, играя с ним в песочнице,
лазить ногами на сиденье в метро, пользоваться спичками, зажигая плиту. Ему никто
этого не запретит и никто не удивится такому поведению, никто не накажет. Но мать
посмотрит с неодобрением и обязательно скажет что-то типа «мне больно», «опасно»,
«горячо».
То есть ребенок должен понять правильность или неправильность своих поступков,
исходя из собственного опыта, оценив последствия своего поступка, а не через укоры
и наказания. И главным фактором воспитания является личный пример матери.
В связи с тем, что отец практически не принимает участия в воспитании детей,
а проводит с ними время только на выходных (в лучшем случае), дети привязываются
к матери с неимоверной силой и попадают в зависимость от нее. Она никогда не повысит
голос, не поднимет руку, не отшлепает и не будет читать нравоучений. Но если ребенок
не слушается, то на этот счет у них есть свои методы. Например, мать начинает
дразнить своего ребенка, говоря, что он ей такой не нужен и может быть, они с
папой подумают, не поменяться ли им детьми с соседкой, у которой такой замечательный
сын. Ребенок в таком случае, хочешь-не хочешь, начинает оценивать правильность
своих поступков и исправляться, лишь бы мама не исполнила задуманное.
Несмотря на то, что в Японии есть дошкольные учреждения — детские сады и ясли,
в которых занимаются воспитанием и образованием детей, все-таки принято считать,
что хорошая мать сама занимается своим ребенком. И устроить малыша в садик становится
возможным только в том случае, если оба родителя работают больше четырех часов
в сутки. Почему маме нельзя заниматься домашними делами, пока ребенок находится
в садике, остается непонятным. Тем более, что система воспитания детей в дошкольных
учреждениях является достаточно гармоничной для их общества.
Так, например, дети учатся общаться со сверстниками, развивают внимание на ежедневных
занятиях во время прогулки по окрестностям, приучаются к телесной чистоте, занимаются
с воспитателями развитием речи, мелкой моторики, которая в будущем будет необходима
для четкого и правильного написания иероглифов. Там занимаются с детьми, развивают
их, учат, воспитывают. Группы небольшие, в среднем по 8 человек. Состав группы
меняется каждые полгода, чтобы ребенок, который не смог найти общий язык со сверстниками
или воспитателем, мог реабилитировать себя в другом составе. А тот, кому было
хорошо и раньше, сменил обстановку и попробовал оценить свои способности и возможности
в новом коллективе.
Самыми популярными занятиями являются: спорт, групповые игры и хоровое пение.
При этом японцы считают ненужным выделять из группы лидера, они учат детей общению
только внутри коллектива, не выходя за его рамки. Более того, детей никогда не
сравнивают и не проводят между ними состязаний, не хвалят и не ставят оценки.
То есть, если ребенок лучше всех читает, то он не молодец, а такой как все. А
тот, кто читает хуже всех, не становится хуже других, а просто ему нужно больше
заниматься.
Тем не менее, к шести годам ребенок попадает под свод бесконечных правил и запретов.
И никуда от этого не деться, приходится подстраиваться. Жизнь — это игра по правилам,
тот, кто их не соблюдает, «теряет лицо», а для японца нет ничего постыднее. Поэтому
правила приходится соблюдать.
Симонова Александра, ШколаЖизни
1 комментарий