Загадка Джоконды

Какое эстетическое наслаждение испытывает человек, глядя на знаменитую "Джоконду" Леонардо! Еще будучи студенткой я интересовалась этой темой, постоянно искала новую и новую информацию. Интернет в ту пору был не так распространен, поэтому брали книги из библиотек, иностранные научные журналы. Сегодня в сети можно найти самые разные мнения, порой и абсурдные на этот счет. Делюсь имим с вами!

В прежние времена преобладали мнения, что Леонардо изобразил здесь одну из своих современниц: Мону Лизу — жену Франческо дель Джокондо, любовницу Джулиано Медичи (брата папы римского Льва Х) герцогиню Констанцию д’Авалос или еще одну его любовницу — Пачифику Брандано… Фрейд полагал, что у Джоконды запечатлена улыбка матери самого художника… Еще один исследователь пришел к выводу, что эта дама беременна и улыбается столь необычно, пытаясь уловить движение плода в чреве своем.

Позднее к разгадке тайны портрета подключились медики и физиологи. Внимание всех привлекала в первую очередь заметная несимметричность лица и улыбки изображенной женщины. Отоларинголог из США Кристофер Адур заявил, что Джоконда страдала параличом лицевого нерва. Датский врач Беккер-Христиансон еще более категоричен: Мона Лиза страдала идиотизмом. Стоматолог и эксперт по живописи из США Джозеф Барковски пришел к выводу, что у Моны Лизы во рту недостает многих зубов — отсюда и асимметрия. Французы — физиолог-терапевт Анри Греппо и специалист в области микрохирургии рук профессор Жан-Жак Конте вынесли свой диагноз: тело Моны Лизы частично парализовано, а знаменитая улыбка — это судорога.

Интересный эксперимент попытался осуществить скульптор профессор А.Рош. Он решил сделать по портрету Леонардо мраморный бюст Джоконды. Однако трехмерная Мона Лиза так у него и не получилась. Отчаявшийся мастер заявил, что с физиологической точки зрения у этой модели все неправильно: и лицо, и руки, и плечи.

Многие полагают, что у Джоконды действительно лицо и члены тела не соответствуют физиологической принадлежности одному человеку. Асимметричность свидетельствует о том, что это совмещение двух образов. У правого образа — полные губы, уголки их подняты вверх, родинка возле переносицы. Мужчина улыбается, он выглядит жизнерадостным… А вот второй образ совсем иной: он выглядит застывшим, с плотно сжатыми тонкими губами, с окаменевшими мышцами лица… То есть один персонаж «здоровый», а другой — «больной» или даже «мертвый».

Если посмотреть внимательно на руки Джоконды, становится очевидно: они тоже принадлежат двум разным людям. Левая рука — застывшая, «мертвая». А правая — «живая», в ней угадывается жест: будто бы слегка ощупывает что-то.

2 комментария

avatar
А я давно читала статью в журнале, там было написано, что предки Леонардо жили на территории Терского княжества. Они были то ли черкесами, то ли казаками. По одной из версий, мать Леонардо, которую он якобы изобразил на полотне, как раз была оттуда. Так что и здесь Русью пахнет ^_^
avatar
Да, интересную тему подняли. Знаю еще одну версию - Леонардо изобразил портного, который зажал во рту булавку. Неправдоподобно, конечно, но и такая версия имеет место быть.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.